Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание подростков в системе деятельности ГБУ ДО ДООЦ
Красносельского района Санкт-Петербурга "Центр гражданско-патриотического
воспитания и безопасности жизнедеятельности" (ЦГПВ и БЖ)

Пискун Павел Николаевич
Актуальность темы патриотического воспитания в современных условиях развития мировой цивилизации становится все более актуальной и очевидной. Перед нами остро возникли вопросы о необходимости патриотического воспитания молодежи. «Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества», - отметил В.В. Путин. - «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [6].
В то же время, патриотическое воспитание современных детей затруднено для педагогов наличием большого числа мнений и точек зрения на драматическую историю страны в XX веке. Потеря нравственных ориентиров в многообразии трактовок узловых моментов российской истории, появление целого поколения молодых людей, не разделяющих существовавшее в предыдущий исторический период представление о понятии «патриотизм» [7], не добавляют ситуации определенности.
В результате возникшей в обществе ситуации на государственном уровне были разработаны нормативные документы, обосновывающие значимость патриотического воспитания граждан в современной России. К таким документам относятся: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» [1], государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [2], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (методологическая основа ФГОС общего образования) [3], государственная программа Санкт-Петербурга «О создании условий для достижения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015–2020 годы» [4], «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»[5].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой ФГОС общего образования, патриотизм определяется как базовая национальная ценность, включающая в себя «любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству»[8].
Выделим два базовых понимания патриотизма.
1. Понимание патриотизма как фундаментальной основы бытия, определяющей понимание мира, убеждения, веру, духовность.
2. Понимание патриотизма как ответственность за будущее страны.
Понимание патриотизма как одного из базовых личностных качеств человека, а Родины как одной из базовых национальных ценностей (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС общего образования) позволяет рассматривать патриотическое воспитание как один из видов воспитания гражданской идентичности. Гражданская идентичность не формируется извне, а обретается в процессе жизненного самоопределения личности.[8]
Поэтому мы будем рассматривать патриотическое воспитание – как создание условий для становления гражданской идентичности воспитанников.
Патриотическое воспитание – это «специально организованное взаимодействие участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей), направленное:
  • на развитие патриотизма как особого личностного качества, определяющего любовь к России, родному краю, родному народу;
  • обогащение опыта служения Отечеству как составляющей социализации обучающихся;
  • создание условий для жизненного самоопределения обучающихся, способствующего становлению их гражданской идентичности.
Это определение позволяет структурировать и определить содержание патриотизма как одного из личностных образовательных результатов обучающихся». [8, с. 29]
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности» создан в 2002г., основной вид деятельности ЦГПВиБЖ – предоставление дополнительного образования.
Наше учреждение дополнительного образования организует свободное время детей и подростков, помогает семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. В «ЦГПВиБЖД» происходят процессы формирования патриотического воспитания и таких главных характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности как положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к постоянному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, выражающаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности и др.
В ЦГПВ и БЖ существуют такие направления как гражданская оборона в образовательных учреждениях, основы безопасности жизнедеятельности, основы военной службы, Юнармия. На базе этих направлений созданы и успешно функционируют объединения:
  • Моя малая Родина,
  • Почетный караул,
  • Основы военной подготовки,
  • Основы огневой подготовки,
  • Интерактивная стрельба,
  • Военно-спортивное многоборье,
  • Пожарные непоседы,
  • Юный спасатель,
  • Школа безопасности,
  • Юный турист,
  • Основы специальной физической подготовки,
  • Основы самозащиты,
  • Основы выживания юного разведчика.
Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности успешно организовывает и проводит мероприятия как районного, так и городского масштаба. Всевозможные конкурсы, соревнования, выездные семинары, походы, экскурсии, летние лагеря вот не полный список проводимых мероприятий.
Одной из задач Центра является организация, сопровождение и участие юнармейцев в торжественных мероприятиях, включая участие в «Бессмертном полку» с портретами героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы района. Был создан первый сводный отряд Юнармии на базе ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ».
Как показывает лучший педагогический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга, социальное партнерство оказалось эффективным средством патриотического воспитания. Партнерство как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, построенная на доверии, общих ценностях-целях, добровольном творческом сотрудничестве, на признании взаимной выгоды и взаимной ответственности за достижение запланированного результата, совокупно и целостно влияет на формирование ценностного мира современного школьника. Партнерство, инициированное системой образования, создает особую среду яркой совместной социально значимой жизни в школе и местном сообществе, внося несомненный вклад в становление гражданского общества в России, способствуя развитию у детей патриотических чувств и ценностного отношения друг к другу, к школе, городу, своему Отечеству.
Педагогический смысл этой гуманистической модели социального партнерства как интегративной среды взаимодействия всех субъектов партнерских отношений - школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и местного сообщества, ориентированных на согласование интересов, ценностей и потребностей, заключается в создании условий для патриотического воспитания молодежи. Партнерство - это и философия сообщества, открытого как для всех участников образовательного процесса, так и для внешнего мира; и средство решения школьных, местных и общественных проблем; и механизм конструктивного общения, диалога, согласования интересов; и принцип государственно-общественного управления, и технология создания возможностей для гражданской, общественно-полезной деятельности обучающихся[7].
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Для формирования патриотизма педагогу дополнительного образования нужно знать не только его сущность и содержание, но и учитывать возрастные психологические особенности учащихся. В нашем случае психолого-возрастные особенности подростков.
Подростковый возраст - это наиболее чувствительный период для формирования самосознания, а значит, и национального самосознания и патриотизма. В этот период подростки нуждаются в особых условиях не только для развития личностных качеств, но и для приобретения и обогащения опыта, быть нужным Отечеству.
Наши программы рассчитаны не только на детей младшего школьного возраста, но и на подростков от 11 до 15 лет.
Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Именно в этот период происходит возникновение самосознания, появляется потребности познать самого себя как личность. Подросток хочет быть принятым и уважаемым в коллективе сверстников. Он начинает контролировать свое поведение, проектирует на его основе моральные нормы. Из-за недостатка жизненного опыта, поиска идентичности, модели поведения могут быть выбраны некорректно, что может привести к риску вовлечения в деструктивные группировки или возникновения патологических зависимостей.
Это период возникновения внутренней позиции, самовоспитания волевых качеств, развития социальной ответственности. Появляется избирательность и самостоятельность в изучении предметов, формируется профессиональная направленность интересов и жизненных планов.
Наши программы дополнительного образования являются также средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Кроме того, они способствуют своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Программы являются практико-ориентированными, призванными привить обучаемым комплекс необходимых знаний, навыков и умений. Они позволяют расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОФП, начальной военной подготовки, ОБЖ, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.
Основываться на социальном заказе общества, программы имеют двойное назначение, поскольку всеми доступными формами вооружают юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Смелость, твердость характера, практические знания о окружающем мире, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Особенность организации деятельности «ЦГПВиБЖД» заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. В объединениях создаются условия, где дети получают возможность приобрести ценный опыт, определится со своими предпочтениями.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
  1.  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.09.2019)
  2. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf  (дата обращения: 20.09.2019)
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2011.
  4. О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452. Приложение.
  5. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (Пр-2753). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 22.09.2019)
  6. Официальный сайт президента России. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Краснодар 12.09.12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 12.06.2019)
  7. Кузьмина И. Е., Степихова В. А., Проблема патриотического воспитания в школе XXI века: поиск современных подходов и моделей партнерства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-shkole-xxi-veka-poisk-sovremennyh-podhodov-i-modeley-partnerstva (дата обращения: 21.10.2019)
  8. Барышников Е.Н. Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении: полипарадигмальный подход. «Академический вестник», Выпуск 3 (33), Санкт-Петербург 2016.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»